Жанна Журавлёва |
17 марта 2017, 17:18

Дата-центры надеются оживить клиентов с помощью облачных сервисов

Рынок услуг дата-центров в Петербурге растет не так быстро, как хотелось бы участникам рынка, а точнее, в два раза медленнее означенных планов. Экономические трудности сковали руки небольшим фирмам, и те по-прежнему хранят серверы у себя, а не в дата-центрах; компании побольше затормозили запуск новых проектов и, соответственно, не расширяют объемы хранения данных. Теперь дата-центры уверовали в "облака".

Дата-центр Stack Data Network (SDN), переименованный недавно в Xelent, отчитался об итогах работы с момента появления на петербургском рынке в начале 2014 года. И оказалось, что хотя он не выполнил своих первоначальных амбициозных планов, все равно вошел в число лидеров рынка. А все потому, что петербургский рынок услуг дата-центров за последние два года вырос не на 80% (с $96 млн в 2014-м до $173 млн в 2016), как планировали в SDN, а на 44% (данные аналитиков IKS-Consulting: 2014 — 1,8 млрд рублей, 2016 — оценочно 2,6 млрд рублей). Правда, прогноз SDN был долларовым, а с января 2014-го до настоящего времени курс доллара к рублю вырос почти в два раза.

За первый год работы, то есть 2014-й, SDN собирался подключить тысячу клиентов. Но сейчас, через три года, у дата-центра около 400 клиентов, которые совокупно оплачивают 550 стоек (на стойках размещаются серверы). Стоит отметить, есть среди прочих есть такой "жирный" клиент, как "ВКонтакте". У ближайшего конкурента Selectel ("Сеть дата-центров "Селектел"), как сообщается в презентации Xelent, 520 оплачиваемых стоек.

"Первое время после выхода на рынок мы подключали по 60 клиентов в месяц, а потом резко пошел спад, — рассказывает Андрей Елисеев, директор филиала дата-центра Xelent (ранее SDN) в Петербурге. — Те, кто искал возможности расширения или хотел сменить место размещения серверов, пришли к нам, а вот новые клиенты валом так и не пошли".

Дело в том, что изначально SDN делал ставку именно на новых, "девственно чистых" клиентов, которые прежде никогда не пользовались услугами дата-центров, а, например, ставили серверы у себя в офисе или вовсе обходились без них. Но оказалось, что уговорить этих людей на перемены, тем более в кризис (курс рубля резко ослаб именно в 2014-м), весьма сложно. Казалось бы, кризис мог сыграть на руку: представители дата-центров обычно указывают на экономию, которую дает хранение данных у них.

"Но экономия эта неочевидна. Нет разницы по деньгам, если вот так в лоб сравнивать хранение информации у себя и в дата-центре, — объясняют аналитики IKS-Consulting. — Надо иметь в виду рост расходов на электричество при содержании серверов у себя, трату рабочего времени сотрудником и т.д., но далеко не каждый владелец малого бизнеса учитывает все моменты".

Ну и, конечно, главное, что не учитывали прежние прогнозы — глубина кризиса.

"На мой взгляд, ожидания аналитиков основывались на бывших реальными темпах роста рынка услуг дата-центров, — отмечает Михаил Ветров, генеральный директор Linxdatacenter Russia. — Однако общий экономический фон и скорость развития прочих IT-сервисов внесли заметные коррективы в то, как в действительности менялся сектор сервисов дата-центров. Начиная с 2015 года, многие компании стали урезать либо замораживать инвестиционные программы, а оставшиеся на плаву проекты стали реализовывать заметно осторожнее. Повсеместно снизились капитальные затраты, которые также сопутствуют крупным размещениям в дата-центрах, поскольку большой бизнес предпочитает приобретать оборудование самостоятельно, а технический контроль и обеспечение корректной эксплуатации стоек доверяет операторам".

"Рухнули те планы, которые были до пресловутого "денег нет, но вы держитесь", то есть в то время, когда думали, что выход из кризиса не затянется, — констатируют в IKS-Consulting. — А получилось так, что бизнесмены не имели возможности запустить новые проекты — это они не пришли в качестве клиентов на рынок дата-центров в 2015 году. Но в 2016 году рынок немного зашевелился. Клиенты стали активнее мигрировать на новые площадки. Мы надеемся, что в 2017 году это тенденция усилится".

А в Linxdatacenter и 2016-й расценивают как не очень хороший год в плане развития рынка: "темпы роста рынка услуг дата-центров сейчас держатся на уровне 10% в год, хотя еще до 2016 года этот показатель составлял не менее 20%". Кроме того, в компании указывают на то, что петербургские игроки конкурируют с московскими, и тут первые в заранее менее выигрышной позиции. "Можно сказать, что размещение в московских дата-центрах исторически привлекательнее для большинства крупных отечественных компаний, поскольку в столице располагаются их головные офисы и стратегические IT-департаменты", — говорит Михаил Ветров.

С 2017 года Xelent (SDN) держит курс на развитие облачных сервисов, для чего и запустил новый бренд Xelent. В планах компании к 2010 году занять 2% рынка облачных услуг РФ, и чтобы эти услуги приносили 40% выручки компании (сейчас 5%). Исходя из прогноза Forrester Russia о росте рынка облачных услуг в России, можно сказать, что Xelent ориентируется на выручку от "облаков" в районе 970 млн рублей и общую выручку 2,4 млрд рублей.

Основной конкурент — сеть дата-центров Selectel — уже несколько лет делает ставку на продажу облачных сервисов. Другой крупный игрок, Linxdatacenter, по данным аналитиков, планирует стратегию давления на рынок. Вопрос в том, будет ли рынок облачных услуг в РФ развиваться согласно довольно оптимистичному прогнозу Forrester: там прогнозируют рост с 22,61 млрд рублей в 2016-м до 58,33 млрд рублей в 2020-м — больше чем вдвое.

Автор: Жанна Журавлёва
БИЗНЕС & TECH
Linxdatacenter
197375, Санкт-Петербург, Репищева ул., 20, лит.А
Linxdatacenter — международный поставщик услуг в сфере хранения данных, телекоммуникационных услуг и облачных решений. Мы работаем на рынках Центральной и Восточной Европы, России, стран СНГ, Балтии и Скандинавии.
Команда Linxdatacenter обладает большим опытом реализации ИКТ- проектов любой степени сложности. Мы помогаем заказчикам соответствовать всем актуальным законодательным требованиям, в том числе Федеральному закону «О пер- сональных данных» (№ 152‑ФЗ).
ЦОДы Linxdatacenter в Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве прошли сертификацию на соответствие стандартам ISO 27 001:2013 и ISO 9001:2008.
+7 (812) 318-52-62
Сотрудничая с Linxdatacenter, вы получаете преимущества от использования инфраструктуры международных дата-центров, а также от работы с командой высококвалифицированных специалистов. Главный офис компании находится в г. Амстердам, Нидерланды.