Елена Домброва, Екатерина Фомичева |
28 декабря 2011, 10:57

Молочные гиганты занимают рынок

Небольшие молокозаводы и так не в силах конкурировать с гигантами рынка и белорусскими производителями. Вдобавок вступление России в ВТО усилит позиции игроков из ЕС.

Карельский молочный завод был основан в 1961 г., а в 2005 г. прошел процедуру банкротства. В 2006 г. группа предпринимателей восстановила работу предприятия, запустив производство сыров, сметаны, творога, однако в 2010 г. завод прекратил работу, в том числе из-за иска к нему со стороны структур холдинга "Фаэтон".

По данным участников рынка, нынешний владелец Карельского молочного завода, банк "Санкт-Петербург", планировал запустить производство еще в конце 2010 г., но безуспешно.

Банк "Санкт-Петербург" не является собственником предприятия, он кредитор Карельского молочного завода наряду с Россельхозбанком, комментирует представитель пресс-службы банка. Завод проходит процедуру банкротства, в соответствии с законом имущество предприятия должно быть продано на открытых торгах, добавляет он.

Иск о банкротстве ОАО "Бокситогорский молочный завод" подало ОАО "Вологодский картофель". Согласно материалам дела, сумма задолженности Бокситогорского молочного завода перед "Вологодским картофелем" составляет 747 тыс. рублей. Процедура наблюдения, которая была введена на предприятии 1 июля, закончилась признанием банкротства 6 октября. В отношении завода открыто конкурсное производство на 6 месяцев.

Последний комплекс по производству молока, который терпит бедствие в этом году, - Лодейнопольский молокозавод. ЗАО "Оятское" 21 декабря обратилось в арбитражный суд по Петербургу и Ленобласти с иском о банкротстве ОАО "Лодейнопольский молочный завод". Молокозавод, принадлежавший администрации Лодейнопольского муниципального района, прекратил работу, по данным участников рынка, еще год назад. Наиболее вероятной причиной называют неэффективное управление заводом.

Заводы ликвидируются один за другим, несмотря на то что Ленобласть традиционно считается благоприятным для молочной промышленности регионом с точки зрения наличия сырья, говорит Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока ("Союзмолоко"). По его мнению, основная причина ухода небольших заводов - это процесс глобализации.

Например, после объединения двух гигантов - "Юнимилка" и Danone около года назад доля российского молочного рынка объединенной компании составила 21%.

У крупных заводов серьезные преимущества, так как за счет масштаба возможно проводить модернизацию, говорит Андрей Даниленко.

Кроме того, лидеры рынка успешнее договариваются с крупными сетевыми ретейлерами. Удел мелких производителей - несетевая мелкая розница, отмечает Александр Петренко, директор исследовательской компании "Грифон-эксперт".

Из-за господства торговых сетей в петербургской рознице малые молочные заводы вынуждены довольствоваться рынком Ленобласти, где с января по сентябрь 2011 г. потребление молока снизилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, добавляет Александр Петренко.

Без финансовой поддержки со стороны администрации у небольших заводов нет никаких перспектив, считают эксперты. Традиционно переработчики молока получают компенсацию на кредиты под закупку сырья, говорит Андрей Даниленко. Благодаря поддержке правительства сырье в Ленобласти хорошего качества, отмечают участники рынка.

Финский производитель Valio в Гатчинском районе Ленобласти по контракту производит питьевые йогурты и кефир, одной из ключевых причин участия в проекте стал уровень развития сырьевой базы в Ленобласти, комментирует пресс-служба компании Valio. Намерение руководства региона поддержать планы по кооперации молочных хозяйств в регионе - положительная тенденция, добавляют представители финской компании.

По словам Андрея Даниленко, c 2011 г. стали выделяться деньги из федерального и регионального бюджетов для компенсации затрат переработчиков на проведение модернизации. Однако вступление России в ВТО может свести на нет действие этих мер.

ВТО ухудшит конкурентную обстановку, прежде всего для производителей сухого молока, сыра и масла, их позиции во многом зависят от господдержки, комментирует Андрей Даниленко. Поэтому уже в 2012 г. будут выделены финансовые ресурсы на поддержку социально значимых предприятий.

Единые требования сделают российский рынок еще более интересным для европейских производителей, следовательно, усилится и конкуренция, но выиграет потребитель.

"Вступление России в ВТО потребует длительного подготовительного периода, необходимо постепенно приводить к единому знаменателю требования европейского и российского законодательств в молочной сфере", - комментирует пресс-служба Valio.

О том, что за качественную продукцию потребитель охотно голосует кошельком, говорит ощутимая конкуренция со стороны белорусских производителей. Цены на их продукцию ниже, чем на местную, а качество зачастую выше. В итоге белорусскую продукцию можно все чаще встретить на полках гипермаркетов, говорит Александр Петренко.

Автор: Елена Домброва, Екатерина Фомичева
БИЗНЕС & TECH
1
Уважаемый читатель!
Вам сообщение от компании
Деловой Петербург:
Деловой Петербург
197022, Россия, Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова, д.5, БЦ River House
"Деловой Петербург" сегодня – это независимая региональная газета о бизнесе и для бизнеса. Это 15 тыс. подписчиков. Это фирменный цвет, стиль и дизайн, А3 формат, современные технологии издательского бизнеса и бесценный труд дружного коллектива по созданию и выпуску ежедневного делового издания. И, конечно, это возможность получать ценную информацию из любой точки мира в удобном электронном формате газеты.
Новаторство. Готовность к экспериментам, применение современных технологий, нестандартный подход и поиск новых эффективных решений, взгляд с разных сторон – все это позволяет сделать новый интересный продукт для нашего читателя. Идти в ногу со временем, быть конкурентоспособным, думать о завтрашнем дне.
Рубрика Next. Популярность рубрики вышла за пределы газеты. Читатели и герои Next активно обмениваются опытом, знаниями, идеями и участвуют в ежегодной премии для начинающих предпринимателей "Молодые миллионеры".
Рейтинги и конкурсы. организуемые для отдельных читательских групп. Среди них: регулярное приложение "Менеджер" и ежегодный рейтинг лучших менеджеров Петербурга и Ленинградской области "ТОП-100", рейтинги банков, строительных компаний и др.
+7 (812) 328-28-28